Реставрация паркета

Мастерская работает исключительно с антикварными предметами или предметами, созданными в наши дни по старинным технологиям. Это в полной мере касается реставрации паркета. Мы работаем исключительно с ценными породами древесины.

Не путайте ремонт паркета и реставрацию паркета. Ремонт это комплекс действий по приведению покрытия в рабочее состояние. Реставрация же это помимо ремонта восстановление предмета в первозданном виде, что подразумевает, что цель - это восстановление художественных и исторических достоинств. Кстати, нередко наши клиенты заказывают старение предмета после реставрации, чтобы было ощущение, что с момента создания антикварный предмет не был тронут никем, кроме "пользователей". Но это отдельная история.

Ценообразование в области реставрации предметов из древесины всегда зависит от конкретного случая и нередко два предмета, одинаково выглядящие в глазах непрофессионала, в плане стоимости реставрации различаются на порядки. Из вышесказанного следует весьма приблизительное ценообразование. Мы выделяем в реставрационном процессе паркета следующие этапы:

  1. Частичная разборка паркета
  2. Замена отдельных изношенных паркетин.
  3. Подготовка, основания перед восстановлением паркетной кладки.
  4. Снятие старого лака.
  5. Острожка и Выравнивание паркета.
  6. Заделка щелей.
  7. Циклевка.
  8. Шлифовка.
  9. 3-х или 4-х слойное покрытие лаком, включая грунтовые слои.
  10. Полировка.

Список работ предполагает, что основа паркета находится в безупречном состоянии. Без учета материалов для распила (кусков соответствующих пород древесины) и стоимости распила, стоимость такого набора работ начинается от 70$/м2. Главная поправка по ценам - сложность рисунка и объем потерь.

Лирика

Старые деревяные напольные покрытия, особенно если они в первозданном виде сохранились до наших дней, являются подлинными документами строительного мастерства. Они несут в себе эстетические представления, отражают художественное восприятие мира и технические возможности времени своего создания. Наряду с тем удовольствием, которое мы получаем от созерцания прекрасного пола, мы как бы бросаем взгляд в прошлое и даем этому прошлому собственную интерпретацию. Только тогда, когда каждое новое поколение получит возможность по-своему осмыслить прошлое, это прошлое станет их собственным.

Основой ухода за паркетом, которому уже 200 лет, является как можно меньшее вмешательство в его конструкцию и технологию его укладки. Неквалифицированное вмешательство может в такой степени исказить историческое содержание старинного паркетного покрытия, что его можно считать потерянным для будущего.

Реставрация для паркетчика начинается с документального описания обнаруженного состояния конструкции старинного деревянного пола. Межэтажные деревянные балочные конструкции в старинных домах требуют вентилируемой, паропроницаемой системы перекрытия, вписанной в строительно-физическую концепцию сооружения. При восстановлении подстилающих конструкций полов действует основное правило: либо производится ремонт существующего основания пола, либо, если такой ремонт невозможен, устраивается новое основание под паркет из цельной доски. Ни в коем случае нельзя для этого применять заменители дерева, например, фанеру или древесностружечные плиты, т.к. они имеют ограниченные сроки годности. Серьезные отклонения от изначальной технологии создания подстилающих конструкций старых полов могут разрушить историческую основу памятника.

Испокон веков русские строители использовали конструкцию под названием "мост": доски укладывались прямо на землю. Это и были первые полы. Затем доски стали укладываться и на улицах. Такая конструкция получила название "мостовая". Учитывая, что на первых этажах "мост" в избе накапливал влагу с земли, доски стали укладывать на балки, или как их тогда называли "клади", а позже - лаги. Чтобы "клади" не гнили при соприкосновении с землей, под них ставили подставки из камня, кирпича, спустя некоторое время лаги начали укладывать на металлические балки. Такая укладка обрезной доски называлась "мостить по кладям", а конструкция в целом получила название "подмостки". Если "клади" устанавливали не на землю, а воздвигались на "подмостки", то такая конструкция называлась "помостом". Обе эти конструкции стали разновидностью "черного" пола.

Лаги простирались от стены до стены. Своими торцевыми частями они не должны были касаться капитальных стен, что позволяло избежать поражения древесным грибком, и устанавливались, главным образом, параллельно друг другу. При этом обращалось внимание на то, чтобы подпольное пространство правильно вентилировалось и не было слишком влажным. В межбалочные промежутки часто засыпался строительный мусор или хорошо высушенный песок. паркет, укладка паркета, циклевка паркета, штучный паркет, художественный паркет, паркет производство, ремонт паркета, паркет лак, мир паркета, технология паркета, паркет москва, паркет продажа, производитель паркета, клей паркет, дом паркета, дубовый паркет, паркет дуб, под паркет, паркет пол . Уровень засыпки чаще всего не доходил до верхней кромки балок, что обеспечивало хорошую вентиляцию подпольной конструкции. Уже в старину вентиляция использовалась для предотвращения развития плесени.

На "клади" (балки, лаги) укладывался настил из досок ("мост"), причем таким образом, чтобы доски опирались на две или три балки сразу. При короблении досок такое покрытие всегда получало надежную опору в нескольких точках. При помощи деревянных дюбелей или кованных металлических скоб обрезные доски крепились непосредственно к балкам. Обрезные доски часто укладывались с зазором друг к другу, величина которого составляла около 20 мм.

Как только началось изготовление щитовых паркетов и паркетных полов в технике интарсии встала проблема устройства подстилающих конструкций, способных служить долгое время. Самой надежной была признана конструкция "черного" пола. Однако перед мастерами встала проблема кривизны основания - "моста", решить которую пытались разными способами. Халтурный способ укладки заключался в выравнивании щитов паркета по нескольким точкам в местах их сочленения друг с другом, например, в местах пересечения стыков. Выравнивание по высоте достигалось за счет подкладок из дранки. Остальная часть щита опиралась на слой из опилок и стружки. Модификацией такого способа явилось использование клиньев для выравнивания положения щитов по высоте. Однако при ходьбе такая конструкция быстро расшатывалась, и между щитами появлялись большие зазоры. Те мастера, которые стали укладывать паркет сразу на шлифованные и максимально сплоченные доски, добились успеха.

После начального периода, когда поверхность дощатых "черных" полов оставлялась практически необработанной, постепенно, с течением времени, произошел переход к ручной обработке поверхности полов при помощи цикли. Эта работа требовала от паркетчика многих умений, поскольку приходилось не просто снимать выступы в отдельных стыках, но и выравнивать всю поверхность пола вручную.

За поверхностью простых дощатых полов и паркета в прежние времена ухода почти не было. Время от времени их поверхность лишь проскабливалась, т.е. натиралась грубой щеткой с применением раствора щелочи и песка. Старым приемом обработки поверхности была ее пропитка топленым салом, щелоком или органическими красящими составами. Позднее перешли к втиранию в поверхность пола расплавленного пчелиного воска. Но первой настоящей защитой пола от воздействия воды и грязи стала пропитка поверхности льняной олифой. После пропитки древесина как бы "оживала", становилась более темной и стойкой. Если паркету нужно было придать блеск, то его покрывали сверхвысокоизносостойким глянцевым лаком на кислотной основе.

Там, где выразительных средств интарсии не хватало, использовался цветной паркет. Уже в XVII в. было известно, что под воздействием различных реактивов древесина может окрашиваться во многие цвета, которые в природе отсутствовали. Планка пропитывалась на всю толщину. "Протравы" состояли из органических компонентов. Так, древесину клена окрашивали в зеленый цвет смесью железного и медного купоросов. Светлые породы древесины приобретали коричневые оттенки, после того, как их вымачивали в воде, в которой до трех лет пролежала кожура зеленых грецких орехов. Мастера научились окрашивать паркет патинирующими составами под мрамор, имитировать природные оттенки, добиваться эффекта мореного дерева.

Если было необходимо покрасить пол, то в красители добавляли воск, которым натиралась поверхность. Кроме того, можно было использовать наносимые на древесину окрашенные грунты, получаемые с использованием клеев на протеиновой и казеиновой основе.

Уход за деревянными полами в прежние времена был, по меньшей мере, столь же трудоемок, как и их изготовление. Об этом свидетельствует отрывок из руководства по уходу за деревянными полами 1875 г.: "Для очистки вощенного пола до восстановления естественного цвета древесины рекомендуется: раствором желчи полить старый вощенный слой, присыпать песком и тереть. Затем все смыть чистой водой. После этого проскрести поверхность со слабым раствором серной кислоты и еще раз промыть пол чистой водой. После полного высыхания можно приступать к новому грунтованию поверхности". Когда изучили очищающее действие скипидара, загрязнения стали удаляться легче.

Шлифование машиной и лакировка современными лаками старых полов полностью уничтожает следы прежней обработки и окончательно разрушает этим саму основу восприятия прежних способов обработки поверхности древесины и ее отделки. Паркетные шлифовальные машины нельзя применять для обработки поверхности старых полов, представляющих большую художественную ценность. В случае применения последних, тепло, которое выделяется при машинном шлифовании, может разрушить клеевое соединение и нанести покрытию, тем самым, непоправимый ущерб.

Чтобы удовлетворить запросы и любые фантазии заказчиков, дизайнеры вместе с производителями паркета обратились к наследию прошлого. Мозайки сложной конфигурации, бордюры, изысканные розетки под любой стиль интерьера стали изготавливаться по мотивам исторических памятников XVIII - XIX вв. Советские мастера-краснодеревщики, которые участвовали в реставрации паркетов Кремля, Останкино, Эрмитажа, Петергофа и сегодня успешно справляются с работами любой категории сложности, так как их лидерство в производстве высокохудожественных паркетов неразрывно связано с глубокими традициями русского зодчества.

Реставрация паркета

Статья из журнала "Технологии строительства" №3, 2001 г.

Сцелованная паломниками до половины стопа мраморной статуи в старинном соборе, погасшие краски и кракелюры на знаменитой фреске западной стены Сикстинской капеллы, выжженная солдатским костром центральная часть художественной композиции из цветных паркетов в летней резиденции русских царей - ничто не вечно под луной.

За проблемами реставрации стоят желание продлить в столетиях жизнь шедевров декоративно-прикладного искусства и архитектуры, строгие требования контролирующих зоны исторической застройки организаций, к числу которых относится, например, Главное Управление по охране памятников г. Москвы, стремление новых поколений художников, архитекторов и дизайнеров поработать на территории своих великих предшественников, сказав новое слово в границах старых стилистических и изобразительных решений. Журнал "Технологии строительства" неоднократно рассказывал о ремонте паркетных полов. Сегодня мы предлагаем материал, который относится к сравнительно узкой области - реставрации паркетных полов. Эта проблема, с которой специалистам и заказчикам приходится сталкиваться довольно часто, о сути которой известно немногим посвященным и за решение которой почти никто не хочет браться. Сразу необходимо отделить задачи реставрации от задач ремонта паркета. Щели, коробление, образование царапин и пятен, износ лакового слоя, потемнение поверхности дерева - все это проявляется при хорошо известных обстоятельствах и устраняется традиционными методами в процессе эксплуатации и ремонта паркетных полов.

В отличие от этого задача реставрации паркетных полов относится, главным образом, к исторически ценному, оригинальному, художественному паркету или паркету, уложенному в помещениях, имеющих мемориальную значимость. Такая задача, как правило, связана с серьезной работой по изучению старой документации и свидетельств современников, требует значительных затрат и времени и может выполняться паркетчиками-краснодеревщиками высочайшей квалификации. Если есть выбор, заниматься реставрацией или нет, началу работ должен предшествовать тщательный технико-экономический анализ. Правда, часто вопрос о реставрации решают не экономические соображения, а требования уполномоченных организаций сохранить работу старых мастеров в зоне исторической застройки.

В зависимости от обстоятельств реставрация может предусматривать:

Последние два варианта реставрации могут сопровождаться искусственным старением поверхности пола в отдельных местах или по всей площади. Для этого используются механические и химические методы, по отдельности или вместе взятые. Следует отметить, что не только благородные серебро и бронза со временем меняют цвет поверхности. Патина (естественная или искусственная), украшающая старинные ювелирные изделия и бронзовые шандалы и подсвечники, характерны так же и для дерева. Это справедливо в равной степени для антикварной мебели и для старинного паркета. Эффект изменения вида дерева со временем связан с его механическим износом и взаимодействием органических солей в массиве с воздухом и компонентами финишной отделки поверхности пола.

Для искусственного старения новоделов применимы, например, патинирующие и пигментирующие составы зарубежного производства. Воссоздание старого рисунка, как правило, не означает повтор того, что было. Скорее это цитирование старого решения или вариации на тему стиля или эпохи. Так же, как мода прежних эпох или периодов, элементы интерьера требуют адаптации к современной жизни, и, к сожалению, обречены на неудачу попытки имплантировать в сегодня содержание старинной гравюры, просто убрав ограничивающую ее рамку. Очень важной, хотя и скрытой от глаз непрофессионала, частью работы является ревизия и реставрация или полная переделка подосновы паркетного пола. Старые паркеты укладывались по деревянным "черным" полам или по деревянным лагам и представляли собой композиции из штучного или щитового паркета. Для XVIII-XIX в.в. паркетные клепки имели толщину 12,5 или 15 мм, а щиты - 63,5 мм (2,5 дюйма). В более поздних укладках встречается паркет с толщиной примерно 20 мм. Размеры щитов чаще всего составляли 2 х 2 аршина (1,42 х 1,42 м).

Если в доме сохранилась система вентиляции подполов, можно восстановить вентилируемые полы со специальными решетками. В противном случае могут заново сооружаться варианты подосновы, использующие регулируемые лаги или сплошную многослойную конструкцию.

Для полов по регулируемым лагам старая подоснова расчищается до твердого основания, по которому укладываются лаги в виде бруса с пластмассовыми вставками на резьбе. Эти вставки регулируют положение лаг по высоте при движении по резьбе и позволяют уложить абсолютно ровный по горизонтали "черный" пол из листов фанеры. В отличие от этого, сплошная подоснова по бетонному основанию (цементной стяжке) или деревянному "черному" полу содержит последовательные слои гидропароизоляции и водостойкой фанеры, распиленной на квадраты примерно 75х75 см и прикрепленной к основанию дюбелями или винтами-саморезами. На эту подоснову могут приклеиваться и пристреливаться штучный паркет или элементы художественного паркета.

Конечно, при работе "ниже ватерлинии", т.е. при сооружении подосновы под реставрируемые полы, сейчас вряд ли кому-нибудь придет в голову изготавливать и использовать знаменитый в XVIII в. "рыбий" клей. Да даже и при финишной отделке пола повсеместному когда-то воску в большинстве случаев пришли на смену современные лаковые и масляные покрытия, а для чистки поверхности паркета уже не применяется рыбья кожа (фишаут).

Современным клеевым, грунтовочным, антисептическим и отделочным химическим материалам находится место практически при любых видах реставрационных работ наряду со специальными составами для искусственного старения напольных покрытий и для дальнейшего ухода за ними при эксплуатации.

Справедливости ради следует сказать кое-что из арсенала старых мастеров, к сожалению, утрачено или почти забыто. Здесь можно упомянуть когда-то популярный способ специальной гравировки паркета-графье. На дереве делались прорезные тонкие желобки или на него наносились углубленные штрихи, которые затем заполняли черной смолой или делали в них очень тонкие вкрапления черным деревом. Этим способом украшены полы в спальне и библиотеке знаменитого Павловского дворца. В наше время этот способ украшения паркетных полов практически не применяется. Вместо ручных инструментов, всякого рода "шерхебелей, шнихтебелей, цинубелей, зензубелей, штехбелей, рубанков, фуганков" и т.п., современные реставраторы и укладчики паркета применяют совершенные ленточные и плоскошлифовальные машины со встроенными пылесосами и сменными абразивными насадками, точнейшие угловые пилы и резаки с нусными шкалами, пневматические установки для пристрелки фанеры и паркета и для нанесения лака так называемым "безвоздушным" методом под большим давлением.

"Машинная" эпоха - конец XIX - начало XX вв., во много раз повысившая производительность работ по изготовлению строительных материалов и в том числе паркетной клепки, одновременно с этим во многом вытеснила ручную уникальную работу по дереву. Свидетельством этому могут являться, например, образцы паркетов в некоторых особняках русского модерна, спроектированных Ф. О. Шехтелем в начале XX в., где c великолепием и буйством резных лестниц, арочных потолков и цветочных орнаментов в интерьере соседствует скромная елочка на полу, отделанная по краю фризом с незамысловатым бордюрным разделом.

Современные возможности компьютерного проектирования и управления и совершенные механические и применимые в этом случае лазерные средства резки дерева позволяют формировать на полу композиции, содержащие асимметричные растительные узоры, силуэты редких птиц и животных и, в сущности, любые другие изобразительные решения.

История паркетного дела в России и неразрывно связанная с ней история реставрации паркетов претерпела немало взлетов и падений. Золотой век русской мебели и паркета, начало которому было положено в царствование Петра I и который связан с именами архитекторов Растрелли, Росси, Камерона, Ринальди, Чевакинского, Аргунова и многих других, со знаменитой плеядой потомственных охтенских мастеров-краснодеревщиков, золотой век, пик которого многие исследователи датируют 1780-1840 гг., и который пошел на спад к концу XIX в. и началу "машинной" эпохи, сменился массовым разорением усадеб, музеев и мебельных и паркетных мастерских в 1917-21 гг. В вихре этих событий погибли или рассеялись многие мастера, исчезли документы, "прервалась связь времен".

Когда после войны в конце 40-х годов приступили к реставрации разрушенных войной дворцов в окрестностях Ленинграда, пришлось заново создавать инструменты и станки и по крупицам собирать специалистов-резчиков и краснодеревщиков сначала по деревням Северо-запада, а затем по всему ГУЛАГу, где уцелевшие мастерили мебель и сувениры, которые начальство любых рангов не гнушалось использовать в своих домах и учреждениях, а то и посылать в подарок Самому.

Сегодня многие традиции русского паркетного искусства восстановлены и продолжены в творчестве архитекторов, дизайнеров и художников, в трудах паркетчиков-краснодеревщиков, работающих в известных по всей стране архитектурных и художественных мастерских, на развитых и хорошо оснащенных высокотехнологичным оборудованием производствах.

На смену достаточно закрытым и действовавшим под эгидой известного ведомства БЮРОБИНу и УПДК пришли открытые художественные и производственные структуры, пополняемые талантливыми выпускниками художественных и строительных вузов и училищ. Можно назвать целый ряд заводов, фирм и мастерских, в том числе, например, реставрационную мебельную мастерскую при недавно открывшимся в Москве Музее мебели.

Специалисты могут выполнить работы по исследованию совместимости различных пород дерева, применяемых при реставрации паркетов, выбрать оптимальные методы изготовления фрагментов паркетных композиций, провести квалифицированное исследование прочностных характеристик и особенностей оснований для полов, изучить сохранившуюся в том или ином объеме архивную документацию на старые интерьеры. (Примером таких исследований может явиться, например, деятельность реставраторов, восстанавливающих интерьеры "Метрополя"; особняка, отданного одному из банков в Колпачном пер. в Москве: значительное число объектов в зоне исторической застройки в Санкт-Петербурге.)

Подведем итоги. Итак, реставрация - это дорого и трудно, потому что:

Однако радость от общения с ожившим шедевром так велика, результат работы становится иногда предметом широкого обсуждения и делает исполнителя известным, это прекрасный способ отточить свое мастерство и художественный вкус, иногда к этой работе удается привлечь заметные капиталовложения.

Поэтому - дерзайте и обрящете.

М. Сорочкин. © 2004
Статья из журнала "Технологии строительства" №3, 2001 г.